Обучение грамоте(Чтение+письмо,35мин+35 мин)

 

Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание строчной буквы У.

 

Цели:

1.Формировать учебные умения:

- умение слушать и слышать инструкцию учителя

- работать с книгой и прописью

- умение осуществлять самоконтроль

2.Формировать фонемные умения:

- умение выделять звук в слове;

- умение находить слова с заданным звуком;

-умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

3. Формировать грамотное письмо и чтение на уровне программных требований.

4. Формировать каллиграфию письменных букв, слов;

5.Формировать санитарно-гигиенические навыки.

6. Формировать умение анализировать текст.

 

Оборудование: Образцы букв, модель-опора. ПК, презентация для интерактивной доски, модели-звуковички, модели слов, плакаты – правила о дружбе, картинки с героями Медведем и Машей, светофор для рефлексии, стикеры для выбора цвета у каждого ученика.

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности(2мин)

 

1 урок

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 (3  мин)

 

 

 

 

 

 

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).(3 мин). Цели:

- организовать постановку цели урока

 

 IV. Реализация построенного проекта. (20мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Динамическая

пауза(3 мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души-

До чего ж мы хороши!

-Ребята, с каким настроением мы сегодня начнем урок? У вас на партах знаки-настроения. Покажите мне какой вы выбрали и почему?

(Дети показывают знак-настроения и объясняют выбор)

                       Удачи в учении,

                  Улыбок и хорошего настроения!

- А кто являются неотъемлемыми талисманами нашего класса и всегда путешествует с нами? (Маша и Медведь).

-Сегодня у Мишки новая задача, научить Машу правильно со всеми дружить! Поможем Мише? (Конечно поможем.)

-А девизом нашего урока будут слова:

 

Дружба — великая сила.

-Как вы понимаете эту поговорку? (Что самое главное в жизни-это дружба и если уметь дружить, то будешь сильным своими друзьями, их поддержкой, их преданностью)

- Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. (1 Слайд с девизом)

 

 

-Но вот только что значит дружить правильно?  (В дружбе есть правила, которые нужно соблюдать, иначе дружбы не получится)

-Молодцы ребята! Вот сегодня мы и поможем Медведю познакомить Машу с правилами дружбы, важными для жизни. Только для этого нужно постараться и хорошо работать. Готовы? (Готовы. Поможем Мишке)

 

 

 Внимание, а вот и 1 задание на цветных карточках.

- Подумайте, что Вам необходимо сделать? (Разные варианты ответов: Соединить картинку с буквой, назвать все картинки, назвать буквы)

-Верно, многие правы, соотнесите название предмета с соответствующей буквой.

 (Дети  в парах  соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор)

-Все ли совпадения произошли? Нет ли ловушек? Удалось ли выполнить задание? (С заданием легко справились в паре, нашли ловушки, объяснили почему не соединили картинку дудочки с буквой у)

Открываю картинки.

-Мы выполнили первое задание, и вот подарок нам

 первое правило дружбы.(Слайд2) Кто его прочитает? (Маша читает громко правило)

1.     Улыбнись другу.(Обсуждаем фронтально)

-А теперь ещё раз хором произнесём названия предметов. (Утка, удочка, улитка.)

- Я старалась, выбирала картинки, как вы думаете, почему?

Что заметили общее? (Одинаковый звук у.)

-Что будет в центре сегодняшнего урока? (Изучение нового звука у и буквы у)

-Чему мы должны научиться? (Находить звук у в словах, обозначать его буквой, писать эту букву, читать слова и тексты с буквой у)  

-Умнички. Мы поставили цели перед собой.

-Ребята, а по какому плану мы строим урок изучения новой буквы?

1.     Находим её в алфавите и словах.

2.     Составляем схему слова.

3.     Выделяем новый звук.

4.     Конструируем букву.

5.     Пишем букву.

6.     Читаем слоги и слова, предложения.

- Какие этапы уже выполнили? (Нашли букву у  словах, выделили новый звук)

-Слайд 3 . Посмотрите, Мишка сел в уникальный удивительный автомобиль.

-А почему на крыше его автомобиля расположилась буква У. (Мы сегодня изучаем эту букву)

- Кто видел такой автомобиль у нас в городе. (Это машина для тех, кто только учится водить, означает, что на дороге «УЧЕНИК»)

-Сконструируем букву из палочек на столе.(Дети выкладывают букву на столе)

– На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...)

- Сколько палочек понадобится?(Две или три)

- Встаньте пожалуйста те, у кого  в фамилии произносится данный звук? У Валеры, А у Даши? Кто был первый, тот хранитель буквы- награждается короной.(Награждается хранитель буквы, получает корону и макет буквы у)

У – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто. (Слайд 4 образ буквы)

-Какой этап выполнили?(Сконструировали букву у)

 

-Произнесём звук для этой буквы .(ууууууууууу)

 -Посмотрите, как вытянулись наши губы. Послушаем звук.  Споём её песенку (волнистая дорожка с изменением силы голоса)

 -Что вы скажете о звуке?

(Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог, бывает ударным и безударным.) Даём характеристику новому звуку.

-Какие вы у меня молодцы! Совершенно верно.

-Вернёмся к словам:  в каком слове  всех больше  слогов?

(Арина и Степа отвечают : у-лит-ка   3 слога,т.к. 3 гласных, у-доч-ка  3 слога, т.к. 3 гласных)

-Ребята, все согласны с товарищами?Может у кого-то другое мнение?( поднимают зеленый сигнал-сигнал согласия)

-Хорошо. Всё верно.

- В каком  слове у произносится с наибольшей силой голоса?(Во втором, так как ударение падает на первый слог)

 -Каким может быть гласный?(ударный или безударный)

-Разукрасьте, пожалуйста, звуковичка.  Какой цвет используем?(Красный, так как звук гласный)

-Обнаружим в классе 3 главных  слова, в которых слышится звук [у].( ученик , учитель, урок- все звуки у вначале слова)

- Где живёт буква у в ленте букв? –В какой области!(В гласных буквах сверху, показывают указкой)

 -Где живёт в алфавите? Какая по счету?(21-ая)

-Вы просто здорово работаете и заработали для Мишки новое правило дружбы( Слайд 5  )

Новое  правило:

2.Помоги другу в трудную минуту.(Объясняют как понимают)

Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в грусти.

-Торопимся дальше, у нас ещё много дел.

-Посмотрите внимательно на скопление букв, кто из вас разглядел  в них маленьких друзей нашей Маши? (Там есть слово Утята)

                                  НРГУТЯТАПКТ

-Составим в паре звуковую схему слова. УТЯТА(Составляют схему)

- Ск. всего звуков?(5)

-Предложите, что можем ещё узнать  по данной схеме? 

- Ск. гласных?(3) Ск.слогов?(3) Ск. согласных? (2)

- Чему мы учились? Какой этап выполнили?(Составили схему слова)

 

 

 

Танец «Утят» (Танцуют под музыку, Оля и Дима показывают движения)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

Работа на интерактивной доске

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

VI. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

(18  мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 урок продолжение

 

 

 

 

 

 

 

 VII.Физ.минутка(2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(15 мин)

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 VIII.Рефлексия. Оценивание(3мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итог урока(2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Ребята, как называется тетрадь в которой мы учимся писать буквы?  Я тетрадочку открою…

-Чем буквы отличаются от звука?(Речевые звуки мы обозначаем буквой.Звук, то ,что мы слышим.Буква, то ,что мы видим и пишем)

1.  Сравнение письменной и печатной  строчной букв. НА ТАБЛО.

(Буква печатная – стоит прямо, а письменная наклонена, как ветерок подул на неё, она слегка наклонилась.)

     2. Работа в прописи (с. 26) 

1) Сравнение письменной строчной буквы у на  табло в прописи, с. 26.

2) Анализ строчной буквы у.

– Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит?Есть ли знакомый элемент в новой букве? (как и в букве и)

(Из палочки с закруглением и прямой наклонной линии с петлёй)

3) Подготовимся к написанию буквы. Напишем тройки петелек..

Показ написания буквы учителем на доске с комментированием. Обратите внимание на написание петли –

не загибать её раньше, не отклонять влево.(дети пишут)

 

а)

Показ ролика. (Слайд 6 )

Письмо в воздухе.

     Письмо-обводка по наждачке.

Показ учителем.(самостоятельное обведение и написание

 детьми)

б) Обведение буквы на табло и на строчке под счёт  (раз-и-два-и).

(Ребята пишут в прописи)

-Ребята,не забудьте подчеркнуть свой самый красивый элемент буквы и наиболее каллиграфически правильно написанную букву.(Самооценка)

- Наши пальчики устали, им нужно отдохнуть.

 

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

Мы с тобой подружим маленькие пальчики .

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.

 

 в) Прочтите слова. Какое слово не совсем понятно? (Пурга)

Подберите близкое по значению слово.

(Пурга-сильная вьюга, снежная буря.)

-Найдите глазами слово, в котором буква у соединяется по- другому.(утро)

Повтор слов на строке.(Прописывают по образцу)

-Прочтите слова другой строки. Значение какого слова   незнакомо?(унты)

-Посмотрите на экран.( Слайд 7) Здесь среди обуви  находятся унты.           -Найди их и  попробуйте объяснить, что это такое?(Методом исключения знакомой обуви ищут оставшиеся унты. Предполагают, что унты – это теплая меховая обувь народов севера)

-Как вы сегодня здорово работаете.

За это получаете следующее правило дружбы.

 

 

3.Умей указать на  ошибку другу.

-Как вы понимаете это правило?(Нельзя скрывать от друга его ошибки, если считаете, что он не прав, надо тактично, не обижая, ему об этом сказать)

-Вы правы и наш Мишка обязательно так же объяснит это Маше!

 

  1. Работа в «Букваре». 

Чтение слогов.

- Прочитайте слоги с буквой у. Как произносим согласный? ( твёрдо)

-У командует согласным- читайся твёрдо.

-В каких столбиках согласный прочитаем твёрдо?(Читают по цепочке)

- Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.(Находят,читают)

 - Договорите слоги первой строки до словечка.(Отвечают по поднятой руке)

2.      Работа в «Букваре».

1 группа (синие)  учащихся сами читают слова на доске.

2 группа( зелёные) – читают текст самостоятельно.

 

-Чтение слов на доске. Работа над лексическим значением, многозначностью слов.

куры        пурга               караул                    

рука         порка              какао

унты        куртка             прутик

утка         пути                труппа                    

 

-Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)

-Какое слово обозначает – «крик о помощи»?(Караул)

Работа над многозначностью слова караул.

Караул – это крик о помощи.

Караул – это солдат стоит на посту.

 

- Как мы  можем узнать значение незнакомого слова? (источники: интернет. взрослых, в словаре)

 

Анализ работы 2 группы. Вопросы по тексту.

Ск. предложений вы прочитали?(3)

- Прочтите их.

Связаны ли они между собой по смыслу?(Они имеют общий смысл)

Как называем такие предложения? ( текст)

-Назовите, кто упоминается в нем? (Тоня и Никита)

- Почему слова Тони и Никиты написаны с заглавной буквы?(Имена пишутся с заглавной буквы)

-Какого героя в тексте можно заменить словом она?(Тоня)

Выберите  название на экране.

Следующее правило: (Слайд 8)

4. Учи себя разуму.(Поясняют смысл)

 

Мы действительно своей успешной работой нашли для Маши необходимые правила дружбы, они и нам тоже пригодятся.

-Вспомним какие цели ставили вначале урока.(Повторяют цели)

- Достигли ли мы этих целей?(Считаем, что справились с поставленными целями)

-Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? (Хлопают)

-Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?(Себе, учителю…)

- Что интересного расскажите дома о нашем уроке?(Что изучили новый гласный звук у, букву у, научились её писать и настоящие правила дружбы узнали, и Мишке помогли)

-Значения  каких новых слов узнали?(Унты, пурга, караул)

-Молодцы мои хорошие. А теперь, пожалуйста, выделите:

 

Зелёным цветом - всё было понятно всё и  у вас удавалось

Желтым- не очень понятно и случились ошибки.

Красным- многое было  не понятно.

 

Вы очень хорошо работали сегодня, еще раз повторим:

– С какой буквой познакомились? (С буквой у)

-Что узнали о звуке ?(гласный, бывает ударный или безударный)

-Как читаются согласные перед у?(Читаются твердо)

                                                               

 

Посмотрите, для нашего Мишки зажегся зелёный сигнал.

Это значит, что всё у него будет успешно  и удачно и он научит Машу дружить правильно, по всем правилам, которые мы для него и для Маши заработали сегодня на уроке. Вспомним эти правила ещё раз и дома поделитесь ими со своими родными.(Читаем хором)

Слайд 9

1.      Улыбнись своему другу.

2.      Помоги другу в трудную минуту.

3.      Умей указать на ошибку другу.

4.      Учи себя разуму.

 

-Спасибо за урок.