Обучение грамоте(Чтение+письмо,35мин+35 мин)
Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание строчной буквы У.
Цели:
1.Формировать учебные умения:
- умение слушать и слышать инструкцию учителя
- работать с книгой и прописью
- умение осуществлять самоконтроль
2.Формировать фонемные умения:
- умение выделять звук в слове;
- умение находить слова с заданным звуком;
-умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
3. Формировать грамотное письмо и чтение на уровне программных требований.
4. Формировать каллиграфию письменных букв, слов;
5.Формировать санитарно-гигиенические навыки.
6. Формировать умение анализировать текст.
Оборудование: Образцы букв, модель-опора. ПК, презентация для интерактивной доски, модели-звуковички, модели слов, плакаты – правила о дружбе, картинки с героями Медведем и Машей, светофор для рефлексии, стикеры для выбора цвета у каждого ученика.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности(2мин)
1 урок
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (3 мин)
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).(3 мин). Цели: - организовать постановку цели урока
IV. Реализация построенного проекта. (20мин)
Динамическая пауза(3 мин) |
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись от души- До чего ж мы хороши! -Ребята, с каким настроением мы сегодня начнем урок? У вас на партах знаки-настроения. Покажите мне какой вы выбрали и почему? (Дети показывают знак-настроения и объясняют выбор) Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения! - А кто являются неотъемлемыми талисманами нашего класса и всегда путешествует с нами? (Маша и Медведь). -Сегодня у Мишки новая задача, научить Машу правильно со всеми дружить! Поможем Мише? (Конечно поможем.) -А девизом нашего урока будут слова:
Дружба — великая сила. -Как вы понимаете эту поговорку? (Что самое главное в жизни-это дружба и если уметь дружить, то будешь сильным своими друзьями, их поддержкой, их преданностью) - Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. (1 Слайд с девизом)
-Но вот только что значит дружить правильно? (В дружбе есть правила, которые нужно соблюдать, иначе дружбы не получится) -Молодцы ребята! Вот сегодня мы и поможем Медведю познакомить Машу с правилами дружбы, важными для жизни. Только для этого нужно постараться и хорошо работать. Готовы? (Готовы. Поможем Мишке)
Внимание, а вот и 1 задание на цветных карточках. - Подумайте, что Вам необходимо сделать? (Разные варианты ответов: Соединить картинку с буквой, назвать все картинки, назвать буквы) -Верно, многие правы, соотнесите название предмета с соответствующей буквой. (Дети в парах соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор) -Все ли совпадения произошли? Нет ли ловушек? Удалось ли выполнить задание? (С заданием легко справились в паре, нашли ловушки, объяснили почему не соединили картинку дудочки с буквой у) Открываю картинки. -Мы выполнили первое задание, и вот подарок нам первое правило дружбы.(Слайд2) Кто его прочитает? (Маша читает громко правило) 1. Улыбнись другу.(Обсуждаем фронтально) -А теперь ещё раз хором произнесём названия предметов. (Утка, удочка, улитка.) - Я старалась, выбирала картинки, как вы думаете, почему? Что заметили общее? (Одинаковый звук у.) -Что будет в центре сегодняшнего урока? (Изучение нового звука у и буквы у) -Чему мы должны научиться? (Находить звук у в словах, обозначать его буквой, писать эту букву, читать слова и тексты с буквой у) -Умнички. Мы поставили цели перед собой. -Ребята, а по какому плану мы строим урок изучения новой буквы? 1. Находим её в алфавите и словах. 2. Составляем схему слова. 3. Выделяем новый звук. 4. Конструируем букву. 5. Пишем букву. 6. Читаем слоги и слова, предложения. - Какие этапы уже выполнили? (Нашли букву у словах, выделили новый звук) -Слайд 3 . Посмотрите, Мишка сел в уникальный удивительный автомобиль. -А почему на крыше его автомобиля расположилась буква У. (Мы сегодня изучаем эту букву) - Кто видел такой автомобиль у нас в городе. (Это машина для тех, кто только учится водить, означает, что на дороге «УЧЕНИК») -Сконструируем букву из палочек на столе.(Дети выкладывают букву на столе) – На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...) - Сколько палочек понадобится?(Две или три) - Встаньте пожалуйста те, у кого в фамилии произносится данный звук? У Валеры, А у Даши? Кто был первый, тот хранитель буквы- награждается короной.(Награждается хранитель буквы, получает корону и макет буквы у) У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. (Слайд 4 образ буквы) -Какой этап выполнили?(Сконструировали букву у)
-Произнесём звук для этой буквы .(ууууууууууу) -Посмотрите, как вытянулись наши губы. Послушаем звук. Споём её песенку (волнистая дорожка с изменением силы голоса) -Что вы скажете о звуке? (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог, бывает ударным и безударным.) Даём характеристику новому звуку. -Какие вы у меня молодцы! Совершенно верно. -Вернёмся к словам: в каком слове всех больше слогов? (Арина и Степа отвечают : у-лит-ка 3 слога,т.к. 3 гласных, у-доч-ка 3 слога, т.к. 3 гласных) -Ребята, все согласны с товарищами?Может у кого-то другое мнение?( поднимают зеленый сигнал-сигнал согласия) -Хорошо. Всё верно. - В каком слове у произносится с наибольшей силой голоса?(Во втором, так как ударение падает на первый слог) -Каким может быть гласный?(ударный или безударный) -Разукрасьте, пожалуйста, звуковичка. Какой цвет используем?(Красный, так как звук гласный) -Обнаружим в классе 3 главных слова, в которых слышится звук [у].( ученик , учитель, урок- все звуки у вначале слова) - Где живёт буква у в ленте букв? –В какой области!(В гласных буквах сверху, показывают указкой) -Где живёт в алфавите? Какая по счету?(21-ая) -Вы просто здорово работаете и заработали для Мишки новое правило дружбы( Слайд 5 ) Новое правило: 2.Помоги другу в трудную минуту.(Объясняют как понимают) Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в грусти. -Торопимся дальше, у нас ещё много дел. -Посмотрите внимательно на скопление букв, кто из вас разглядел в них маленьких друзей нашей Маши? (Там есть слово Утята) НРГУТЯТАПКТ -Составим в паре звуковую схему слова. УТЯТА(Составляют схему) - Ск. всего звуков?(5) -Предложите, что можем ещё узнать по данной схеме? - Ск. гласных?(3) Ск.слогов?(3) Ск. согласных? (2) - Чему мы учились? Какой этап выполнили?(Составили схему слова)
Танец «Утят» (Танцуют под музыку, Оля и Дима показывают движения) |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Работа на интерактивной доске Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи. (18 мин)
2 урок продолжение
VII.Физ.минутка(2 мин)
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(15 мин)
VIII.Рефлексия. Оценивание(3мин)
Итог урока(2 мин)
|
Ребята, как называется тетрадь в которой мы учимся писать буквы? Я тетрадочку открою… -Чем буквы отличаются от звука?(Речевые звуки мы обозначаем буквой.Звук, то ,что мы слышим.Буква, то ,что мы видим и пишем) 1. Сравнение письменной и печатной строчной букв. НА ТАБЛО. (Буква печатная – стоит прямо, а письменная наклонена, как ветерок подул на неё, она слегка наклонилась.) 2. Работа в прописи (с. 26) 1) Сравнение письменной строчной буквы у на табло в прописи, с. 26. 2) Анализ строчной буквы у. – Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит?Есть ли знакомый элемент в новой букве? (как и в букве и) (Из палочки с закруглением и прямой наклонной линии с петлёй) 3) Подготовимся к написанию буквы. Напишем тройки петелек.. Показ написания буквы учителем на доске с комментированием. Обратите внимание на написание петли – не загибать её раньше, не отклонять влево.(дети пишут)
а) Показ ролика. (Слайд 6 ) Письмо в воздухе. Письмо-обводка по наждачке. Показ учителем.(самостоятельное обведение и написание детьми) б) Обведение буквы на табло и на строчке под счёт (раз-и-два-и). (Ребята пишут в прописи) -Ребята,не забудьте подчеркнуть свой самый красивый элемент буквы и наиболее каллиграфически правильно написанную букву.(Самооценка) - Наши пальчики устали, им нужно отдохнуть.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) Дружат в нашей группе девочки и мальчики . Мы с тобой подружим маленькие пальчики . Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький.
в) Прочтите слова. Какое слово не совсем понятно? (Пурга) Подберите близкое по значению слово. (Пурга-сильная вьюга, снежная буря.) -Найдите глазами слово, в котором буква у соединяется по- другому.(утро) Повтор слов на строке.(Прописывают по образцу) -Прочтите слова другой строки. Значение какого слова незнакомо?(унты) -Посмотрите на экран.( Слайд 7) Здесь среди обуви находятся унты. -Найди их и попробуйте объяснить, что это такое?(Методом исключения знакомой обуви ищут оставшиеся унты. Предполагают, что унты – это теплая меховая обувь народов севера) -Как вы сегодня здорово работаете. За это получаете следующее правило дружбы.
3.Умей указать на ошибку другу. -Как вы понимаете это правило?(Нельзя скрывать от друга его ошибки, если считаете, что он не прав, надо тактично, не обижая, ему об этом сказать) -Вы правы и наш Мишка обязательно так же объяснит это Маше!
1. Работа в «Букваре». Чтение слогов. - Прочитайте слоги с буквой у. Как произносим согласный? ( твёрдо) -У командует согласным- читайся твёрдо. -В каких столбиках согласный прочитаем твёрдо?(Читают по цепочке) - Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.(Находят,читают) - Договорите слоги первой строки до словечка.(Отвечают по поднятой руке) 2. Работа в «Букваре». 1 группа (синие) учащихся сами читают слова на доске. 2 группа( зелёные) – читают текст самостоятельно.
-Чтение слов на доске. Работа над лексическим значением, многозначностью слов. куры пурга караул рука порка какао унты куртка прутик утка пути труппа
-Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.) -Какое слово обозначает – «крик о помощи»?(Караул) Работа над многозначностью слова караул. Караул – это крик о помощи. Караул – это солдат стоит на посту.
- Как мы можем узнать значение незнакомого слова? (источники: интернет. взрослых, в словаре)
Анализ работы 2 группы. Вопросы по тексту. Ск. предложений вы прочитали?(3) - Прочтите их. Связаны ли они между собой по смыслу?(Они имеют общий смысл) Как называем такие предложения? ( текст) -Назовите, кто упоминается в нем? (Тоня и Никита) - Почему слова Тони и Никиты написаны с заглавной буквы?(Имена пишутся с заглавной буквы) -Какого героя в тексте можно заменить словом она?(Тоня) Выберите название на экране. Следующее правило: (Слайд 8) 4. Учи себя разуму.(Поясняют смысл)
Мы действительно своей успешной работой нашли для Маши необходимые правила дружбы, они и нам тоже пригодятся. -Вспомним какие цели ставили вначале урока.(Повторяют цели) - Достигли ли мы этих целей?(Считаем, что справились с поставленными целями) -Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? (Хлопают) -Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?(Себе, учителю…) - Что интересного расскажите дома о нашем уроке?(Что изучили новый гласный звук у, букву у, научились её писать и настоящие правила дружбы узнали, и Мишке помогли) -Значения каких новых слов узнали?(Унты, пурга, караул) -Молодцы мои хорошие. А теперь, пожалуйста, выделите:
Зелёным цветом - всё было понятно всё и у вас удавалось Желтым- не очень понятно и случились ошибки. Красным- многое было не понятно.
Вы очень хорошо работали сегодня, еще раз повторим: – С какой буквой познакомились? (С буквой у) -Что узнали о звуке ?(гласный, бывает ударный или безударный) -Как читаются согласные перед у?(Читаются твердо)
Посмотрите, для нашего Мишки зажегся зелёный сигнал. Это значит, что всё у него будет успешно и удачно и он научит Машу дружить правильно, по всем правилам, которые мы для него и для Маши заработали сегодня на уроке. Вспомним эти правила ещё раз и дома поделитесь ими со своими родными.(Читаем хором) Слайд 9 1. Улыбнись своему другу. 2. Помоги другу в трудную минуту. 3. Умей указать на ошибку другу. 4. Учи себя разуму.
-Спасибо за урок.
|