Проект

Помоги птицам перезимовать!

 

Выполнила Богомолова Г. Н.

                     учитель начальных классов

  МБОУ «Лицей г.Отрадное»

                         и ученики 1 «Б» класса

  

2014-15 уч. год

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Предмет: окружающий мир.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Возрастная категория: начальные классы, 1 «б» класс.

Название темы: «Помоги птицам перезимовать!»

Творческое название: Сохраним природу земли (стихотворение)

С утра до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

 

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давай те ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

 

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу и Азию

И наши родные места!

 

Аннотация:

Осенью в тёплые края улетели перелётные птицы, т.к. им зимой не хватило бы корма. Но на зиму у нас остаётся довольно много птиц. Это зимующие  птицы. Остаются они потому,  что и зимой находят корм - насекомых, спрятавшихся в трещины коры деревьев, в щели заборов, в сухие листья деревьев, плоды, семена, почки растений. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью.

И всё же птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, т.к. почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, мелкие птички погибают после 6 часов голодания, из каждых 10 синичек до весны доживают только 2. Поэтому птиц повсеместно подкармливают. Люди стараются развешивать кормушки в садах, парках, скверах. Прилетая в эти птичьи столовые, птицы тщательно осматривают соседние деревья и кустарники, отыскивая на них насекомых, поедают их и этим охраняют деревья.

Если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять деревья от опасных насекомых.

Проблемы проекта:

Актуальность:

    К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Мы задумались, а какие птицы живут у нас в городе? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта  мы будем  знакомиться с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями. Будем  учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время. Познакомить с Красной книгой Ленинградской области.

Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края,   знать особенности обитания разных птиц,  заботиться и охранять их, то:

Цель проекта:

-изучить  зимующих  птиц  нашей  местности  и  способы оказания  им  помощи  в  трудное  зимнее время.

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные:

·        научатся узнавать признаки птиц, называть представителей зимующих птиц, узнавать птиц, занесенных в Красную книгу Ленинградской области;

·        получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам.

Метапредметные:

Регулятивные:

·        принимать учебную задачу;

·        оценивать свою деятельность;

Познавательные:

·        обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

Коммуникативные:

·                  участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

·                  отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;

·                  работать в группе.

Личностные:

·                  осознавать ценность знаний и умений, приобретенных при изучении предмета «Окружающий мир».

Методы и приёмы:

1.наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа

 

Этапы работы:

  1. Информационный этап

Задачи:

        Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.

2. Практический этап

Задачи:

3. Наблюдения

Задачи:

 

1. Информационный этап

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.

Нельзя давать чёрный хлеб!

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего города”.

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап

После теоретической работы мы приступили к практическому этапу

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц”.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек.

Мы изготовили   кормушки. Сделали и повесили  22 кормушки. 

Вывод: каждому школьнику под силу изготовить самую простую кормушку для птичек.

Провели акцию «Покормите птиц зимой!»,  викторину «Знаете ли вы птиц?», конкурс рисунков «Чем я могу помочь птицам?».

 Акция «Покормите птиц зимой!»

Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо  знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряжённее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в школе акцию «Покормите птиц зимой!»  Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные  кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. Мы вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом (в парке , у школы, у домов) Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья.  Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

 

 

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу,  мы составили меню корма для птиц,  которых мы наблюдаем на территории школы.  Основной корм для птиц  семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Корм насыпаем в кормушки, когда выходим на прогулку, в музей, или идём в школу.

Ещё мы составили приглашения для птиц на наши кормушки.

         Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.   Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые  мы клали кусочки сала, семечки, а воробьи в любую кормушку, снегири прилетали в удалённые кормушки с семенами.  Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

                                          Заключение:

          После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

     В нашем городе  рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.

     Проект помог осознать главные этические законы жизни человека: любви, добра,       справедливости к окружающему миру.

.Подготовили и провели праздник. Пригласили родителей.

 

        Сроки реализации:

 

 

 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

Продукт деятельности

1 этап

Выявление проблемы

1 неделя

На уроке окружающего мира в беседе выявляем причины гибели птиц зимой и рассматриваем ситуации, которые к этому приводят. Педагог предлагает принять участие в проекте «Помоги птицам перезимовать!».

Входят в проблему, ищут ответ на вопрос: «Каковы причины гибели птиц зимой?»

Осознают и лично воспринимают проблему, принимают задачи проекта.

2 этап

Организация работы над проектом

2 недели

Подбирает, изучает литературу по проблеме. Составляет план по реализации проекта. Составляет схемы взаимодействия участников проекта. Во внеурочное время участники делятся результатами своей поисковой  и практической деятельности.

Посещают библиотеку, изучают литературу по данной теме, беседы со взрослыми. Интернет просмотры видеофильмов, экскурсии.

Пословицы, загадки о птицах, рисунки. Классный час «Помоги зимующим птицам!». Конкурс рисунков и фото.

3 этап

Реализация проекта

2 недели

Изготовление кормушек из подручных материалов на уроке окружающего мира и технологии. Подготовка праздника «Помоги птицам перезимовать!».

Изготовление кормушек в домашних условиях. Размещение их на территории школы,  города и подкармливание птиц.

Кормушки для птиц.

4 этап

Презентация полученных знаний.

6 февраля

Выступление на методической конференции по данной теме.

Подготовка и проведение праздника «Помоги птицам перезимовать!».

Развешивание кормушек на территории школы.

Праздник совместно с родителями «Помоги птицам перезимовать!». С приглашением педагогов школы.

 

Ресурсы:

         - печатный и электронный материал;

         -Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1982 г.

         -Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение, 1986 г.

         - Сайт:  http://www.rbcu.ru/

         Используемые информационные технологии и программные продукты:

                MS Word,    MS Pover Point,   Internet

         Материалы и оборудование:

                Учебник  по окружающему миру. 1 класс

                Энциклопедии по окружающему миру и зоологии.

                Книга для семейного чтения о Ленинградской области «Бабочка над заливом»

                        Ресурсы Интернет

                Компьютер

                Проектор