ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

                      По Обучению грамоте в первом классе (Школа 2100)

Тема: Гласный звук [о], буква О. Строчная буква о.

 

Цели:

                    1.Формировать учебные умения:

 

-умение слушать и слышать инструкцию учителя;

 

-работать с книгой и прописью;

                                                                                                                                                                                                                                 

-умение осуществлять самоконтроль.              

 

2. Формировать фонемные умения.

 

3. Формировать грамотное письмо и чтение на уровне программных требований.

 

4. Формировать каллиграфию при написании строчной буквы «о».

 

5. Формировать санитарно-гигиенические навыки.

 

Оборудование:

 

 Картинки героев мультфильма «Лунтик», схема слова, конверты с буквами, домики с буквами, веревочка, картинка пирога, карточки со звуками, картинки с изображением различных предметов в, в названии которых есть звук [ о ], образцы прописной буквы «о», пропись, букварь.

                                          Ход урока:

 

1.ОРГ. МОМЕНТ

 

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их (все встали).

Давайте покажем, чему мы учимся в школе. Сели ровно, спинки выпрямили, подготовились к работе. (Слушают).

Только это еще не все гости нашего урока, посмотрите, кто это к нам пожаловал? (Лунтик, Кузя, Мила и Пчеленок).

Баба Капа испекла вкусный, красивый пирог и друзья поссорились, каждый хотел сам этот пирог съесть. Они перестали улыбаться и я, боюсь, что они могут потерять самый бесценный клад на свете – ДРУЖБУ! Давайте покажем им, как надо дружить и дружно жить и работать! Улыбнулись. Приступаем.

 

2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

Вчера на уроке мы неплохо потрудились, давайте вспомним.

Игра «Договори словечко».

Сейчас вы послушаете загадку, договорите слово. Затем мы выделим в отгадке первый звук, дадим ему характеристику.

      

1.     Ежедневно встав с постели,

     Поднимаю я … (гантели)

.

Выделим первый звук, ([г])

Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый)

Выношу звук на доску./Аналогичная работа ведется с остальными загадками/.

       2.Ночи с нами у костра коротала,

           Моя шестиструнная …(гитара)

 

([г] - согласный, звонкий, мягкий). 

 

       3.Это  маленькие кони,                  А зовут их просто …(пони).

 

([п] - согласный, глухой, твердый).

 

      4.Портфель у меня не велик и не мал,

         Лежит в нем задачник, букварь и …(пенал).

 

([п] - согласный, глухой, мягкий).

 

      5.Поэт закончил строчку,

         В конце поставил …(точку).

 

( [т] - согласный, глухой, твердый.)

 

      6.Она убегает от солнца весь день,

        И солнце не знает, что есть у вас …(тень).

 

([т] - согласный, глухой, мягкий).

 

     7.В реке большая драка,

       Поссорились два …( рака).

 

([р]- согласный, звонкий, твердый).

 

     8.Между гор издалека,

         Течет бурная …(река).

 

([р] - согласный, звонкий, мягкий).

 

     9.Не колючий, светло-синий,

        По кустам развешан …( иней).

 

([и]-гласный, ударный.

 

Молодцы ребята. А какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (гэ, пэ, эр, тэ, и).

Верно. Теперь в своем конверте с алфавитом, найдите пожалуйста эти буквы.(Достают буквы из конверта).

На какие две группы можно разделить эти буквы? ( Буквы «г», «п»,

«т», «р» -обозначают согласные звуки, т.к. не тянутся, состоят из голоса и шума, встречают преграду во рту.)

А какая вторая группа? (Буква «и» - обозначает гласный звук, она тянется, состоит из голоса, нет преграды во рту.)

Отлично справились, молодцы. Посмотрите, как заулыбался Пчеленок./ Прикрепляю на доску улыбку/. Он совсем забыл про пирог, мы показали ему, как нужно дружить, только тогда все получается.

 

3.Изучение нового материала.                                                Выделение нового звука [о]. Букварь стр. 38

 

Продолжаем нашу дружную работу. Откроем букварь на странице 38. Что изображено на картинках? ( Ослик, овощи, обувь, осы).

Что общего в этих словах? ( Начинаются со звука [о]).

Верно, а можно ли этот звук петь, тянуть? Пропоем его вместе (пропевают о-о-о-о-о).

Встретили ли вы преграду во рту? ( Не встретили.)

Что можно сказать об этом звуке? (Он гласный).

А как охают больные? (ох-ох-ох).

Какой звук слышим в начале? ([о]).

А теперь посмотрите друг на друга и представьте, что вам подарили огромный подарок, выразите свое удивление с помощью нового звука. ( Оооооооо).

Как выглядят наши органы речи в этот момент? (Губы вытянуты вперед трубочкой, рот круглый).

Каким цветом мы будем обозначать этот звук ( Красным).

Сейчас проверим, все ли из вас смогут найти новый звук в слове. Посмотрите у меня в руках картинки. Назовите каждую и  определите, есть ли этих словах звук [о]?/показываю по одной /.

 

ВЕДРО (встречается, в конце слова)

ГУСЬ (не встречается)

ДОМ (встречается, в середине слова)

ОБЛАКО (встречается, в середине и в конце слова)

МЕДВЕДЬ (не встречается)

 

/каждое слово проговаривается с выделением звука «ведроооо»/

 

Какие вы молоцы!Посмотрите Мила тоже стала улыбаться. Она с нашей помощью совсем забыла о ссоре./Улыбку прикрепляю на доску/.

 

Физ. минутка.

Не под окном, а около,

Катилось «о» и окало.

Все окало и окало,

Не под окном, а около./Повторяют движения за учителем/

 

Слого-звуковой анализ слов.

Приготовьте простой и красный карандаш. Посмотрите еще раз на кубики в вашем букваре. Выполним анализ первых двух слов.

 

                Он не лошадка и не козлик,

                 А называется он…(ослик).

 

Произнесите еще раз ОСЛИК (ослик).

Я буду выполнять на доске, а вы у себя в учебнике.

Какие гласные звуки услышали? ([о] [и])

Сколько этих звуков? (два)

Как обозначим на схеме? (двумя красными точками)

Сколько в этом слове слогов? (два, ос-лик)

Докажите(два гласных, два слога)

А ,что еще мы умеем показывать на схеме?(ударный слог)

Как его определить? (позвать слово)

Позовем (ос-лик)

На какой слог падает ударение? (ос)

 

                     --------!---------

Ну какие вы у меня молодцы.А теперь самостоятельно выполните схему к слову ОСЫ.(самостоятельная работа)

/ по ходу работы, проверяю, сколько человек справляется с заданием /

Справились? Очень хорошо, а я тоже начертила схему к этому слову, посмотрите,/вешаю на доску неверно выполненную схему/.

Вы со мной согласны? ( поднимают сигнальный фонарик красной стороной, не согласны).

Почему не согласны? (на схеме неправильно поставлено ударение)

А на какой слог здесь падает ударение? ( на первый О-)

Хорошо, исправили мою ошибку.

 

Физ. минутка.

Вы наверное устали,

А теперь все дружно встали,

Мы проверили осанку,

И свели лопатки, 

Мы походим на носках

А потом на пятках,

Мы идем как все ребята ,

И как мишка косолапый.

А сейчас мы все присели,

И на место дружно сели.

 

Знакомство с новой буквой.

 

Ребята, а звук [о] – речевой или неречевой? (речевой, с   его помощью мы разговариваем, строим слова и понимаем друг друга)

Верно, скажите, а как речевые звуки обозначаются на письме? (буквами)

А не знаете ли вы, какой буквой обозначается звук [о] на письме? (буквой «о»)

А если знаете, то покажите мне ее пальчиком в букваре ( показывают  любую найденную букву «о»)

Посмотрите на доску, ту ли букву вы показали? (переворачиваю карточку)

Молодцы ребята.

На что похожа печатная буква «о»? (на колесо, на зеркало, на баранку, на пирог наших знакомых )

                    

                В этой букве нет угла,

                Оттого она кругла,

                До того она кругла,

                Покатиться бы могла.

А  в какой же домик мы поселим букву «о»? (в красный, т.к. она обозначает гласный звук)

А почему у вас в букваре две буквы «о» и «и» взялись за руки?

(обе обозначают гласный звук, могут образовывать слоги, могут быть ударными и безударными)

Каким цветом мы раскрасим им туфельки? (красным и на одном поставим ударение, раскрашивают)

Ребята, а какую работу выполняют буквы? (они нужны для чтения и письма)

Молодцы ребята, как много вы уже знаете. А посмотрите, как  улыбается Кузя, он понял, что только благодаря дружбе, можно много знать и уметь./ Улыбку вешаю на доску/

 

 

 

Релаксация для глаз.

 

Работа в прописи. Стр.4-5.

Откройте прописи на странице 4.(открывают прописи)

Беседа по рисунку:

Какое время года изобразил художник на картинке? (зиму)

А как вы догадались? (снег везде лежит, снеговики на лыжах катаются)

Где катаются снеговики? (на горке)

Посмотрите внимательно на их лица, как вы думаете, как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (первый- с радостью, второй- с нежеланием, третий, кажется что-то задумал)

А, когда они спускаются с горки, какое у них настроение? (радостное, довольное, веселое)

А на что похожи комки, из которых вылеплены снеговики?( на печатную букву «о»)

А давайте выложим ее на парте из веревочки(выкладывают контур буквы)

Молодцы, у всех получилось.

/Повторяем правила посадки на письме/

Теперь возьмите в руку ручку и обведите снеговиков по контуру.
( обводят)/слежу за правильностью посадки)

У вас очень хорошо получилось.

 

Знакомство с письменной буквой «о».

 

Ребята посмотрите на доску и сравните печатную и письменную букву « о» (печатная - круглая, письменная-овальная, есть наклон)

                           

                    Буква «о» всегда стояла,

                    Круглая, нормальная,

                    Спать легла- бока помяла,

                     И теперь овальная.

У вас на столе лежит листочек, на нем изображена письменная буква «о», обведите ее пальчиком. (Обводят под счет и показ учителя)

Посмотрите на доску, я покажу вам, как пишется письменная буква «о»/пишу с алгоритмом/

 -ставлю ручку чуть выше рабочей строки, это будет точка начала движения руки

-веду вниз, закругляю вправо - и

-веду вертикальную наклонную линию вверх - раз

-вверху закругляю влево - и

-веду вертикальную наклонную линию вниз – два, привожу свою руку в точку, от которой начинала писать (смотрят на доску, слушают учителя)

Далее в прописи следует вертикальная наклонная линия, которая показывает наклон и высоту букв.

Пропишем букву « о» в воздухе, под мой счет, и-раз-и-два (пишут в воздухе)

Пропишем обратной стороной ручки на ладошке, и-раз-и-два. ( пишут на ладони)

А теперь пропишите у себя в прописи. ( Работают сами, под контролем учителя)

Со второй строчкой ведется аналогичная работа.

Ребята подчеркните самую красивую букву, которая  у вас получилась.(самооценка)

 

Составление предложений по картинке, пропись стр. 5

 

Посмотрите ребята, какая интересная картинка на стр. 5(рассматривают картинку)

Составьте по ней несколько предложений.(1.Мальчик вылепил снеговиков.2.На улице стоит семейка снеговиков.3.У мамы-снеговика модная шляпка.)

Молодцы. А послушайте, какую я придумала про них сказку:

  В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой-поменьше, а третий-маленький. Руки у них- снежные комки, вместо носа- морковки, глаза-из угольков. У папы-снеговика ведро-цилиндр, у мамы-снеговика-модная шляпка, а у малыша торчат волосы-сучья. Стоят снеговики и меня дожидаются.(слушают сказку)

А  как вы думаете, чем могла закончиться эта сказка?(1. Утром пошел снег и засыпал снеговиков. 2. Когда я вернулся, то принес малышу игрушечную конфету. И др. варианты ответов.)

Молодцы. Теперь просто необходимо придумать название этой сказке. ( Снеговики. Дружная семейка. Как я лепил снеговиков.)

 

Продолжение работы в прописи.

Показ на доске написание строчной буквы «о», с алгоритмом написания (прописывают третью строчку под руководством учителя)

А теперь попробуйте сами, без помощи прописать на четвертой строке 5 букв (прописывают). Сравните с образцом.

Самую красивую подчеркните (самооценка)

 

Физ. минутка для пальчиков.

 

Найдите пятую строчку прописи и пропишите  три буквы «о», такие же, как на образце/показ на доске/ (пишут самостоятельно три буквы)

Подчеркните самую, на ваш взгляд, красивую букву. (Самооценка)

Умники, очень хорошо справились с заданием. (закрыли пропись)

 

Работа с букварем. Чтение слогов. Стр 39

 

Откройте букварь на стр.39, найдите столбики слогов для чтения, поставьте пальчик на первый слог ( хорошо читающие дети читают текст), прочитайте слоги сами-шепотом, будьте внимательны, вам встретиться новая буква.( читают сами т.к. дети в классе все читающие).

Читаем хором первый столбик (читают хором)

Второй столбик читаем медленно (читают медленно)

Третий столбик читаем цепочкой. (по очереди)

Представьте, что вы бежите по лестнице и перепрыгиваете через ступеньку, давайте прочитаем слоги через один. ( читают через один)

Теперь почитаем с ускорением, от медленного темпа к быстрому. (читаем хором)

Читаем по рядам.

Молодцы ребята, завтра  на уроке мы начнем работу с тестом.

А посмотрите и Кузя заулыбался./улыбку на доску/ Ему понравилось как мы дружно работали на наших уроках. И эта добрая улыбка означает, что он готов помириться с друзьями.

Они конечно больше не в ссоре, только что-же делать с пирогом? (надо по – дружески поделить его пополам)

Здорово, я поделила, и они хотят поделиться и с вами тоже, ведь теперь вы и их друзья тоже (раздаю детям по кусочку пирога).

 

4.Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроках чтения и письма? (познакомились со звуком [о], и буквой «о», научились писать новую букву, читали слоги с новой буквой)

И только? Мы же выполнили еще очень важную задачу (помирили друзей)

Верно. Дружба-самое главное в жизни любого живого существа на планете!

Попрощаемся с гостями. Спасибо за урок.