Разработка урока по русскому языку

 

Файлы к уроку

Анализ урока

 

Автор: Богомолова Галина Николаевна

Название: Имена существительные мужского, женского и среднего рода

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Школа 2100».

Тема урока: Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока:  Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени  существительного.

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений строить рассуждение, сопоставлять алгоритм действий.

6ЛР:формирование понятия «род имен существительных» на основе видовых понятий-существительные мужского, женского и среднего рода, развитие умений выделять признаки каждого рода, определять род и подбирать существительные разных родов, актуализация знаний о постоянных и непостоянных признаках имени существительного.

Прогнозируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

-ценностное отношение к процессу определения рода существительного

-осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного

-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-умение принимать и сохранять цель урока

-умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных

-умение планировать, контролировать и оценивать свои действия

-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить

-умение провести рефлексию своих действий на уроке

ПРЕДМЕТНЫЕ

-знание о постоянных признаках существительных

-умение применять знания в жизненных ситуациях

-умение определять род существительных

                                                  ХОД  УРОКА:

МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС В КЛАССЕ НАШЕМ,
ВОЗМОЖНО ЕСТЬ КЛАССЫ И ЛУЧШЕ И КРАШЕ
НО ПУСТЬ В НАШЕМ КЛАССЕ ВАМ БУДЕТ СВЕТЛО,
ПУСТЬ БУДЕТ УЮТНО И ОЧЕНЬ ЛЕГКО!(обращение к гостям)

1.Самоопределение к учебной деятельности

____________________________________________

Цель: Сформировать самооценку готовности к уроку.

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку

Метапредметные  УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

 

ПРОВЕРЬ ДРУЖОК,

ГОТОВ ЛИ ТЫ НАЧАТЬ УРОК?

ВСЕ НА МЕСТЕ,

ВСЕ В ПОРЯДКЕ?
КНИГА, РУЧКИ И ТЕТРАДКИ?

(+правила посадки)

 

2.Актуализация опорных знаний

Цель: Актуализировать  и повторить ранее изученный материал по орфограммам ,актуализировать знания о существительном, как части речи.

Личностные: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки

Метапредметные: Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные УУД: Знания об орфограммах, умение их проверять, знания об имени существительном, его признаках.

 

Любой человек, невзирая на возраст, любит играть, рисковать и выигрывать. Вот и мы с вами сегодня будем играя, узнавать тайны русского языка. Давайте представим, что мы находимся в океане, где стоит форт Боярд . Вам предстоит пробираться по его лабиринтам, пройти все испытания, добыв ключи к сокровищнице форта… Разгадать его тайну! (СЛАЙД 1-2)

А вашим проводником по форту Боярд буду я. Ну  что? К испытаниям готовы ? (готовы)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

(СЛАЙД 3-4-5)

Наше первое испытание: У нас на стене первое испытание на знание правил орфографии. У вас на столе лежат карточки, там записаны предложения. Вам срочно нужно вставить пропущенные орфограммы и  объяснить свой выбор. Ребята, работаем в парах,  дружно, сообща. Торопитесь, времени мало.

       Алёша принёс д…мой щенка. Щенку дали клич…ку (Б,б)им. Бим ел м…л..ко, су… и хле....Скоро  он стал б…льшой с…бакой. Ч…сто друз…я играли с ним (в)парке.

-Проверяем выполненное задание, с объяснением.

-Что вы можете сказать об этих предложениях? (Это текст)

-Докажите (Состоит из предложений, связанных по смыслу)

-Если это текст, то чего-то здесь не хватает (Названия)

-Озаглавьте этот текст (Предлагают свои названия)

-Какие словарные слова вам встретились?(молоко, собака)

Проговорим их по слогам.

-Придумайте предложение с одним из них?

-Молодцы. Оцените себя (самооценка).

-Вот ваш ключ, пора спешить дальше (ключ на доску)

ЧИСТОПИСАНИЕ:

Следующее испытание (  СЛАЙД 6-7-8 ). Зарабатываем  следующий ключ.  Новое испытание: На доске записаны слова:

ДЕТСКИЙ, МЕСТНОСТЬ, ГРОМКИЙ, ТЯНУТЬ, ТРОСТНИК, ВЕСТНИК

-Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания, если она есть в каждом имени существительном, записанном на доске.(Т)

- Докажите, назовите все  имена существительные (местность, тростник, вестник)

-По каким признакам вы их определили? (называют признаки существительных).

-Что объединяет эти существительные между собой (Орфограмма -непроизносимая согласная «Т»)

-Вспомним правило, как проверить непроизносимую согласную в корне слова ? (Рассказывают правило)

-Теперь откроем тетради, запишем число и красиво пропишем заглавную и строчную букву «Т»

-На следующей строчке запишите красиво три существительных, которые начинаются с буквы  «Т»

-Молодцы. Прочитайте мне некоторые из них и скажите являются ли они одушевленными или нет?(спрашиваю нескольких детей)

-Теперь оцените себя как вы справились с заданием (самооценка)

-Вы заработали еще один ключ к тайне форта.

ФИЗ.МИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Цель: Сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Личностные УУД: Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

(СЛАЙД 9-10-11-12-13),физ. минутка для глаз

-Вы заработали еще один ключ, молодцы!

-Двигаемся дальше!

3 Постановка проблемы.

Цель: Сформировать представления о результате 

Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: Целеполагание.

Предметные УУД: Затруднения в определении рода существительных.

-Чтобы узнать тему нашего урока  сегодня, вы должны выполнить задание.

4 Открытие нового знания.

Цель: Сформировать умение определять род существительных.

Личностные УУД: Умение удерживать учебную задачу.

Метапредметные УУД: Владение правильной речью, знание о способе определения рода существительных.

Предметные УУД: Понятие о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.

-На доске  карточки со словами вразброс.

-Что общего у этих слов? (имена существительные)

 Ваше новое испытание: Данные слова надо разделить на  группы. Справитесь? (да) Ну попробуйте!

Слова на доске:

 

ДОМ, ВЕСНА, ОКНО, ДЯДЯ, СОЛНЦЕ, НОЧЬ, ЗЕМЛЯ, ПАПА, СЕЛО

-Делят слова на три столбика:

Дом              весна         окно

Дядя             ночь         солнце

Папа             земля        село

(СЛАЙД 14) с правильным ответом.

-По какому признаку вы распределили слова в столбики? (мой,моя,моё)

-Значит, какая тема нашего урока сегодня? (Род имен существительных)

-Молодцы!

-А какие слова вам помогли определить род в первом стобике?(он, мой)вешаю на доску выше столбика обозначение М.Р.

А какие слова вам помогли определить род во втором столбике?(она, моя) обозначение Ж.Р.

-А какие слова  вам помогли определить род в третьем столбике? (оно, моё) обозначение СР.Р.

-Какие вы молодцы!

САМООЦЕНКА

-А может вы сможете и окончания в каждом столбике выделить?(сможем) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

-Что вы можете сказать об окончаниях существительных в каждом столбике?

(М.Р.-а, - я , нулевое

Ж.Р.-а, - я

СР.Р.-о,-е)  ( СЛАЙД  15  С ТАБЛИЦЕЙ)

-ДЕЛАЕМ ВЫВОД.

- А давайте сравни  свой вывод с выводом в учебнике стр.23(Читают правило)

-Ваши предположения верны? ( верны)

Общий вывод по новой теме.

САМООЦЕНКА

-Какие вы молодцы и это испытание прошли, получайте свой ключ!

 

-Молодцы! Спешим дальше!

              ФИЗ. МИНУТКА

             Класс , иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина,                    компьютер, Россия, облако, щавель, фамилия

           - Я называю слово,

           если оно мужского рода - вы приседаете,

           женского - хлопаете в ладоши над головой,

           среднего рода - делаете наклоны туловищем влево-вправо ( 1,2,3)

 

-Отлично, получайте свой ключ. (Еще ключ на доску)

5. Первичное закрепление УУД:

Цель: Сформировать умения применять полученные знания на практике, закрепить способ определения рода имени существительного.

Личностные УУД: ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.

Метапредметные УУД: Приобретение способа действий по достижению целей, умение работать самостоятельно.

Предметные УУД: Умение применять знания на практике.

И новое испытание. Назовите предметы на  картинках у меня в руках  и определите их род.

-Показываю картинку, называют предмет , определяют род.

САМООЦЕНКА

-И это испытание прошли, получайте свой ключ.

6.Включение нового знания в систему знаний:

УУД:Сформировать навык определения рода существительных, опираясь на  выведенный способ определения.

Регулятивные УУД: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено  и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

2. УПР. 235 учебник( СЛАЙД  16)

-Ну, вот и новое задание. Откройте учебник и прочитайте задание к упражнению. Что нужно сделать?

-Выполняют упражнение самостоятельно.

(затем взаимопроверка)

-А теперь запишите сами в каждый столбик еще по одному существительному каждого рода.

 Получают ключ.

САМООЦЕНКА

-В это время двое одаренных ребят выполняют индивидуальные задание на карточках.

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЕМ

Из букв каждого слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы предыдущего слова. Определите род.

 

      сосна (насос)

 

      камыш ( мышка)

 

      уклон ( клоун)

     

      лето ( тело)

 

      кулак ( кукла)

 

 

-Проверка заданий на карточках, ещё ключ на доску.

 

САМООЦЕНКА

 

3.И снова в путь! (СЛАЙД 17)

Упр. 240(на определение постоянства признака)

-Прочитайте, какие имена существительные можно вставить вместо точек? Какого они будут рода? Как вы это определили? Запишите предложения, укажите род существительных.

…плыло по небу.

За окном щебетала …

… парил высоко-высоко над землей.

-Как вы думаете, а имя существительное может поменять род? Попробуем?

Напр: Облак плыло по небу.

За окном щебетала птичко.

Орёла парил высоко-высоко над землей.

-Получилось? (Род не может изменяться)

-Значит какой вывод мы можем сделать?(род-постоянный признак существительных)

САМООЦЕНКА

-Хорошо. Получайте свой ключ!

4.Найди свое место! Подвижная игра.(фанты)

-У каждого в руках фант, разверните его, прочитайте  имя существительное и займите место в своем ряду,  если 

1 ряд - женский род

2 ряд - мужской род

3 ряд - средний род

(блюдце, сердце, письмо, варенье, веселье, имя, кружево, поле, озеро, жилище)

(друг, вечер, класс, Слава, Вася, дуб, лук, волшебник, салат, огурец)

(дочка, Даша, Аня, лошадь, сказка, принцесса, буря, сметана, вишня, голова)

-Каждый из вас объясняет, почему выбрал данный ряд и какое окончание имеет ваше существительное.

Получаете еще ключ.

7.Контроль и оценка.

Цель: Сформировать чувство самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Личностные УУД: Положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД: Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Предметные УУД: Предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки.

УУД:Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.

 

-Какие вы молодцы, садитесь все на свои места.

-Посмотрите  как много ключей к сокровищам форта вы получили и я думаю, что вам их достаточно, чтобы узнать главную тайну форта Баярд!!!!

-Ну что открываем наш сундук?(СЛАЙД 18-19)(из сундука выплывает правило!)

             Женский род запомню я

             И скажу: «Она - моя».

             И запомню род мужской

             И опять скажу: «Он - мой».

             Средний род-оно моё !

             Это правило твоё!

 

-Ребята я не понимаю, а где золото и драгоценности? Что это такое в сундуке? (Знания-дороже любого золота!)

-Так вот что хранит в себе этот загадочный форт, мудрость и знания! Это самая большая ценность в жизни каждого человека! Мудрые старцы форта делятся с вами частичкой  своего сокровища!(Правило в свитке каждому учащемуся)

 

8.Рефлексия.

Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

Личностные УУД: Осознание учащимися практической значимости результатов  каждого этапа урока.

Метапредметные УУД: Умение сравнивать, делать выводы.

Предметные УУД: Применение новых знаний в жизненных ситуациях.

УУД: Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

-Понравился ли вам урок?

-А  какое задание  было наиболее трудным?

-Почему?

-Как вы можете использовать свои новые знания?

-Как вы себя чувствовали на  урока?

- ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ (дети рисуют смайлик настроения и прикрепляют его к дереву)

9.Домашнее задание.

(СЛАЙД 20-21)

Творческое

Запишите в тетрадь десять существительных на тему «Морская прогулка», укажите их род и выделите окончания.

 

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!