Графика в смешанной технике.
Существует более 20 различных живописных техник и неисчислимое количество
материалов. Каждый из них предполагает разные способы нанесения на разную
основу. Это дает живописцу безграничный арсенал художественных средств. Но самое
удивительное в работе художника – возможность экспериментировать, совмещать
различные техники. Смешанная или комбинированная живописная техника – это
множество вариантов сочетаний разных материалов и приемов, где нет чёткой
градации, в какой последовательности и какие материалы использовать.
Художники пользуются смешанной техникой в основном для получения различных
эффектов или для увеличения скорости работы.
Наскальные рисунки.
Для работы вам потребуется: бумага для рисования формата А3: восковые мелки
или масляная пастель земляных цветов (охристая, терракотовая, коричневая);
чёрная тушь; карандаш и ластик; беличьи кисти №2-3; щетинистые кисти № 6-7.
На листе бумаги карандашом намечаем общую композицию (рисуем крупно). Можно
изобразить пасущихся зебр, жирафов, лошадей или сценку охоты на мамонтов. Людей
рисуем в движении с древним оружием или утварью, опуская мелкие подробности.
Теперь приступаем к работе с тушью (фото 1). Животных чёрным цветом
полностью не закрашиваем – сначала штрихами подчёркиваем округлость форм. Затем
на туловище зебры рисуем широкие полоски и мелкие – на ногах и голове. У оленей
закрашиваем голову и рога (оставляя глаза белого цвета), а на туловище можно
нарисовать этнические узоры. У мамонтов закрашиваем ноги и голову, а туловище
щетинистой кистью изображаем в виде штриховки.
Свободные участки на листе заполняем «травяными» холмиками. Для этого
вырезаем из бумаги небольшой полукруг и прикладываем его к рисунку. Слегка
макаем щетинистую кисть (она должна быть полусухой) в тушь и короткими быстрыми
движениями снизу вверх делаем мазки с полукруга на лист с рисунком (фото 2).
Когда рисунок высохнет, начинаем заполнять фон восковыми мелками: берём
самый светлый цвет (охристый) и начинаем водить им круговыми движениями по всему
листу, передавая фактуру неровной поверхности стены пещеры. Затем берём цвет
потемнее, например, терракотовый, которым затемняем периметр листа ближе к
краям. И, наконец, мелком тёмно-коричневого цвета тонируем самые края рисунка. В
результате создаётся ощущение, что вы осветили фонарём стены пещеры и перед
вашим взглядом возникли древние наскальные рисунки.