«Огонь-друг и враг человека»
(Воспитательная беседа)
 

Цели:
-Показать роль огня в жизни человека.
-Выявить причины, приводящие к возникновению пожара. -Составить памятку о поведение при пожаре.
1. Введение в тему.
-Прежде, чем узнать тему занятия - угадаем кроссворд.

 

                                                               1) .Это тесный - тесный дом:Сто сестричек жмутся в нем.И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер.
                                                                   (спички)
                                                               2) .Накормишь- живет, напоишь - умрет.
                                                                   (огонь)
                                                               3) .У того, кто случайно к огню прикоснуться мог. Обязательно на теле появится
                                                                   (ожог).
                                                               4) . Добывается в Сибири , Бежит в трубе по дну морей ,Появляется в квартире Под кастрюлею твоей
                                                                    (газ)
                                                               5) .Синенькая искорка бежит по проводам. Помогает шить, стирать, пылесосу -                                                                                   пыль глотать Работать за нас берется. А в руки не дается.
                                                                  (электричество)
                                                               Это бедствие - огонь, дым и жар. Называется  (пожар)


                                                               Ребята, как Вы наверное догадались, темой 1 нашего занятия будет противопожарная безопасность: «Огонь -                                                               друг и враг человека».
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение огня. Как огонь попал к людям.
 

-Скажите, а как у людей появился огонь? Как первобытные люди его добывали?.(Огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
- А знаете ли Вы кто такой Прометей? И что этот легендарный древнегреческий герой сделал для людей?
Легенда о Прометее. ( Вступление ученицы)
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только только расселивались на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грузовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.
От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага,- люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием .Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, он взял небольшую искру огня и , спрятав ее в пустом стебле тростника. Принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и
титан Прометей был этому рад. Люди научились плавить медь, ковать оружие . благодаря Прометею люди научились думать и впервые почувствовали себя людьми.
-Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня. ( Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания у машин, плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции...)
 

1. Опасность огня Пожар.
 

-Можно еще долго перечислять, как поможет всем нам огонь и в доме, и на производстве. Если его умело использовать по назначению, то он бесспорно - друг. Но есть обратная сторона огня, неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем. Когда огонь становится врагом человека. Когда действия человека могут привести к беде.
- Что это за беда такая? (пожар).
-Верно. С давних времен люди знали, что нужно опасаться огня и слагали пословицы, как вы их понимаете.
Не бывает дыма без огня
Вода и огонь хорошие слуги, но страшные господа.
Вор придет, хоть стены оставит, а огонь - ничего.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
- Наши дома, обеспечены газом, электроприборами. Каждая семья пользуется предметами бытовой химии, она легко воспламеняется. Поэтому в жилых помещениях пожары возникают чаще, чем на производстве. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.
Стихи «Не шали с огнем» (рассказывают дети, иллюстрации на доску.)
 

1. Огонек всегда такой И хороший и плохой;
Он и светит он и греет,
И проказничать умеет.
 

2. Трое маленьких ребят
С огоньком сидят, шалят.
Им, ребятам невдомек.
Что опасен огонек.
 

3. Возле газовой плиты Расшалился -жди беды Лучше даже и не стой Перед газовой плитой.
 

4. Каждый знает, что утюг Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
 

5. Кто науку изучает
Так приборы не включает:
Перегретая розетка Загорается не редко.
 

6. Чайник все кипел, кипел,
И весь выкипеть успел.
И от злости поволок Черный дым на потолок.
 

7. -У окна, - сказала мать- Калорифер не включать!
-Поздно, - зайка говорит,- Занавеска - то горит!
 

8. Если загремит гроза,
В страхе закрывать глаза Неразумно и смешно.
Надо закрывать окно.
\
9. Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костер И закончил разговор.
 

10. Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудится.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
 

11. Сено вспыхнет непременно От соседа-огонька...
А не дашь Буренке сена.
Не получишь молока.
\
12. Пробежал, как ручеек,
В старой травке огонек.
Разве скажет кто- нибудь Где он свой закончит путь?
 

-Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем и нагревательными предметами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек- ребенок.
-Итак, подведем итог, каковы основные причины возникновения пожаров.
Причины пожаров ( памятка па ватмане.)
1. Неосторожное обращении с огнем
2. Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
3. Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
4. Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
5. Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
6. Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
7. Шалости детей с огнем.
 

2. Краткая история пожарного дела. Последствия пожаров. Героизм пожарных.
 

Пожары причиняют огромный ущерб и унося человеческие жизни не только в 21 веке. Много веков назад люди знали, что пожар легче предотвратить, нежели с ним бороться. А уж если пожар возник, то нужны специально обученные люди для борьбы с огнем:
История пожарного дела (Выступления детей)
1 .В «Судебнике» ИванаЗ , введенном в 1498 году, сказано о курильщиках: Зажигалыцику жизни не дать, казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете почему?(Все постройки раньше были деревянными. Огонь быстро распространялся .Тушить сложно, техники нет.)
2. С 1689 года Петр Великий, приказал тушить пожары силами московских стрельцов сотских старост и людей разного чина
3. В 1803 году Александр 1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
4. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.
5.17 апреля 1918 года был подписан Декрет « о государственных мерах борьбы с огнем. » Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
С того момента появились первые пожарные расчеты. Стала появляться техника. Сейчас уже все модернизировалось и костюмы пожарных и их спасательные машины. Но и по сей день наша жизнь , при пожаре в руках бесстрашных спасателей -пожарных.
Герои пожарные (выступления детей)
1 .Старший сержант Губарев погиб 28 мая 2008 года на улице Ленской в Санкт - Петербурге при тушении 14-этажного жилого дома. Награжден званием героя посмертно.
2. При тушении пожара в Самаре произошло обрушение конструкций дома . Жильцы спасены. Трое пожарных погибли.
3.15 июля 2006г. Евгений Раменский и Валерий Первухин первыми прибыли к горящему 9-ти этажному дому. Из окон слышались крики о помощи, огнем объято все здание. До приезда подмоги они вдвоем вывели и вынесли из горящего здания 98 человек. Они получили «Медали за отвагу»
4. 23 февраля 1991 года при тушении пожара в СПб в гостинице «Ленинград» погибли
5. Братья близнецы Руслан и Роман Черненко на все пожары выезжали вместе. Работали четко и слаженно. В 2005 году при тушении пожара на одного из братьев
упали оголенные провода. Спасти его не удалось. Но второй брат не бросил работу и до сих пор спасает жизни других людей.
5. В годы В.О.В. пожарные легендарного Севастополя в часы бомбежек бесстрашно
выполняли свой долг. Поэтому в нашей памяти никогда не померкнет их боевая слава.
6.26 апреля 1986 года , когда вспыхнул пожар на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, Василий Игнатенко был в числе первых пожарных, которые поднялись на крышу пылающего радиацией ядерного реактора. Он награжден званием героя - посмертно.
В ПАМЯТЬ ПОЖАРНЫМ.(читает ученик)
Пожарным рыжим и седым,
В боевках дымных и прожженных,
Как всем оплаканным святым Не хватит места на иконах,
Под слоем пепла не видны,
Живые трещины, морщины,
Спаси их всех и сохрани Неопалимая Купина.
Мы склоняем головы перед светлой памятью героев-пожарных, тех людей, которые рискуя собственной жизнью спасали другие жизни!(Минута молчания).
 

3. Правила поведения при пожарах.
 

- Главная задача нашего занятия- выяснить и запомнить, как вести себя если вдруг случился пожар...
 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ.(составляют дети из вырезанных слов + плакат на доске.)
1. Вызвать пожарных по телефону 01.
2. Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
3. Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.
4. Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
5 .Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
4. Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
7.Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
8. Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
б.Итоги занятия.
-Теперь мы знаем как предотвратить пожар и как вести себя при пожаре.
-А сейчас проверим как хорошо вы все усвоили.(Викторина.)
 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ
 

1 .Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4. Какими обоями разрешается оклеивать электрические провода?
5. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
6. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду? (все ответы отрицательные)
-Молодцы! Со всеми вопросами справились. У меня остался к вам последний вопрос: Можно ли балуясь, в шутку звонить по номеру 01?(ответы ребят)
-А закончить наше занятие хотелось бы таким стихотворением(читает ученица).
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром- в пятнашки,
В прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Даже с волчонком- пожалуйста!
Даже с тигренком- пожалуйста!
Но если ты вздумал играть с огнем,
То уж потом не жалуйся.

- Я хочу, чтобы вы, ребята, хорошо усвоили эти правила, ведь они помогут вам защитить свою жизнь и жизнь ваших близких. Спасибо за беседу.